Tuesday, September 20, 2011

ПАССИОНАРНОСТЬ КАК СВОЙСТВО БИОСФЕРЫ ИЛИ ЧТО ДВИЖЕТ ЛИДЕРОМ?


Пассионарность – это свойство системы, применимое только к человеку, стремление и способность к изменению окружения.
Формирование новых народов (или этносов) неразрывно связано с происходящими в обществе изменениями, которые ломают инерцию традиции и инициируют создание нового социума. Природа этих изменений связана с наличием у некоторых лиц необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни.
Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака — пассионарии, не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность — атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике нервной деятельности. Пассионарность нельзя приравнивать к чертам характера и к животным инстинктам, это проявление внутренней природы подсознания человека, сравнимое со страстью к постоянному действию, переживанию, созиданию либо разрушению. Способность отдельных лиц вершить историю, изменять мир, порождать подвиги, часто жертвуя собственной жизнью, образуется именно из чувств вызываемых «выбросом» пассионарности.
У различных людей пассионарность проявляется по-разному и может варьироваться от избытка до полного ее отсутствия. При избытке пассионарности человек дает импульс массам, которые начинают искренне разделять его стремления с помощью субпассионариев, людей с относительно невысоким уровнем пассионарности и нуждающихся в таком импульсе. Великие дела делаются не одним сильным пассионарием, а небольшим количеством равных субпассионариев, создающих его окружение. Такой же эффект можно наблюдать и в небольших группах людей, где есть лидер – пассионарий, его окружение – субпассионарии, которые находятся под воздействием лидера, и исполнительная масса, следующая за субпассионариями. «Народные массы, когда они приходят в движение, не отдают себе отчета в той силе, которая их толкает. Они идут, движимые инстинктом, и продвигаются к цели, не пытаясь ее точно определить. Если судить поверхностно, то можно подумать, что они слепо следуют частным интересам какого-нибудь вождя, имя которого только и остается в истории. Но эти имена получают известность только потому, что они служат центром притяжения для большого количества людей, которые, произнося их, знают, что это должно обозначать, и в данный момент не испытывают потребности выражаться более точно».
Непреодолимая жажда деятельности, совмещенная с самопожертвованием, была у Наполеона и Александра Македонского. Наполеон всякий раз по-разному объяснял мотивы своих поступков, но действительным источником их была именно неуемная жажда деятельности. Александр Македонский заявлял: «Людям, которые переносят труды и опасности ради великой цели, сладостно жить в доблести и умирать, оставляя по себе бессмертную славу… Что совершили бы мы великого и прекрасного, если бы сидели в Македонии и считали, что с нас хватит жить спокойно: сохранять свою землю и только отгонять от нее соседей… которые нам враждебны?»
Что же касается индивидуумов со средним уровнем пассионарности, то это люди творчества, их нельзя назвать субпассионариями, поскольку они способны самостоятельно жертвовать своей жизнью ради цели искусства, но жертвовать жизнью не в прямом смысле, а, ограничиваясь инстинктом самосохранения, скорее судьбой.
Лев Гумилев, изучая природу пассионарности, отмечает разнообразие мотивов. «Идеи — это огни в ночи, манящие к новым и новым свершениям, а не вериги, сковывающие движения и творчество. Уважение к предшественникам состоит в том, чтобы продолжить их подвиг, а не забывать о том, что они сделали и для чего». Именно эти, постоянно возникающие идеи, и желание подвига - основные двигатели пассионарности в бизнесе, воинском деле, политике, в среде, где необходимо находиться в постоянном напряжении, движении и развитии. Людей, даже с близким к нулю уровнем пассионарности, влечет любопытство и тяга к неизвестному, но это влечение подавляется законами и догмами, навязанными обществом.
Именно потому, человек с высоким уровнем пассионарности, находится в постоянном достижении абстрактной цели, ибо достигая конкретного, он затем не сможет остановиться, движимый жаждой….жаждой, порождаемой пассионарностью.
Пассионарность – это муза развития, изменения и преобразования этноса.
Лишь забывая старые традиции, разрушая прежние взгляды и ценности, создаются новые. А затем настает упадок пассионарного напряжения, постепенно переходящий в состояние гармонии. Общество на уровне гармонии может существовать долго лишь за счет противовеса небольшого количества пассионариев и народной массы, уровень пассионарности которой равен нулю.
Данный процесс похож на модель спирали экономического развития. Поскольку за упадком и бедностью пассионарности, следует ее возрождение и подъем, благодаря появлению новых индивидуумов.
Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что люди гармоничные, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были ими. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они обретают свой обыденный облик. Именно этот эффект можно наблюдать в воинском деле, когда солдат ценит победу (идеальную цель) больше собственной жизни. Как говорил Виктор Суворов: «Победитель - это тот, для кого победа более важна, чем жизнь!»
И в отличие от теории «героя и толпы» суть не в том, что герой руководит воинской частью, а в том, что благодаря наличию среди солдат нескольких пассионарных, но больше ничем не примечательных особей сама часть приобретает те же идеалы и переживания, что подчас выручает даже бездарного полководца. Этот эффект Лев Гумилев называет пассионарной индукцией, задействованной при движении и управлении массами.
Появление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей, что не могут жить повседневными заботами в инертном обществе, самим фактом своего существования создает новую систему, объединяясь, изменяют социальное окружение и устои.
Пассионарность отдельно же взятого в группе человека сопрягается с любыми способностями: высокими, малыми, средними; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного человека; она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; и она не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находятся именно в составе «толпы», определяя ее степень активности на тот или иной момент.
Необходимо считать абсурдной точку зрения, сводящую все мотивы поступков самых разных людей к стремлению получить выгоду, причем под последней подразумеваются только деньги и эквивалентные им ценности. Обыватель, как правило, лишен воображения. Он не может и не хочет представить себе, что существуют люди, не похожие на него, движимые иными идеалами и не стремящиеся к иным целям, нежели деньги, когда основными мотивами пассионарных личностей являются чувства, переживания, эмоции, получаемые от постоянного действия, будь это победоносная война либо написание картины. И масштаб этого действия зависит от уровня пассионарности личности.
Итак, пассионарность — это врожденная способность организма поглощать энергию внешней среды и выдавать ее в виде действия. Это мера внутреннего стимула лидера к достижению цели конкретной за счет создания цели абстрактной. У людей эта способность колеблется настолько сильно, что иногда ее импульсы ломают инстинкт самосохранения, вследствие чего некоторые люди совершают и не могут не совершать поступки, ведущие к изменению их окружения.